Blog

Как возлюбить ближнего своего или Принципы взаимоотношений издательских агентств и клиентов на рынке издательских услуг

Мы издаем корпоративные медиа. Это тяжелый, узкий и по-своему сформировавшийся рынок. Бизнес-процессы у всех издательств, как крупных, так и небольших, во многом похожи. Будем рассказывать о них в дальнейшем. А пока поговорим о том, как сделать так, чтобы ты как агентство остался доволен клиентом, а клиент – тобой.

Первое и главное. Не надо работать себе в убыток. Да, поначалу (если вы пришли в бизнес не как чей-то протеже) придется поработать за имя, но в дальнейшем – лучше все-таки за нормальные деньги.

В реальности происходит иначе. Компании почувствовали, что подрядчики-издатели готовы сильно прогибаться по ценам и не просто не поднимают, а даже понижают максимальные цены тендеров. При этом стабильно находятся те, кто продолжает рубить флаг – ради опыта, из принципа либо по незнанию. А цены на печать и доставку (без которых мы работать не можем) продолжают ползти вверх, съедая остатки рентабельности. Так происходит не во всех проектах, но таких на рынке становится все больше. Естественно, это приводит к снижению качества: хорошим специалистам надо платить достойно, а от ряда процессов в издательском деле просто нельзя отказаться. Но если на них нет денег – то в скором времени придется. Таким образом, лукавая конкуренция приводит к тому, что уровень корпоративной журналистики просто не может вырасти по экономическим причинам.

Второе. Нужно быть хорошим экспертом в своей области. Конечно, это применимо к любой отрасли. Но к издательской – вдвойне. Если ты можешь плохо разбираться в технике и как-то продавать айфоны и самсунгами, то плохо разбираться в текстах и дизайне и выпускать серьезные корпоративные медиа – попросту невозможно.

Как определить хорошего эксперта? Точно не так, как это делают компании, устанавливая либо заградительные требования по опыту, либо ставя де-факто единственный критерий отбора – наиболее низкую цену предложения.

Оценить уровень компетенций компании на нашем рынке можно либо по качественно выполненному тендерному заданию, либо по портфелю проектов. Притом не обязательно, чтобы он был большим, главное – творческий подход. Других критериев нет и быть не может.

Третье. Нельзя не интересоваться областью деятельности клиентов. Подрядчики – своего рода акционеры более крупных структур. Только мы вкладываем вместо денег другие ресурсы – свое время, силы и душу. Клиенты как правило не могут не замечать лояльного (а иногда и сверхлояльного) отношения к себе. Но зачастую воспринимают его как само собой разумеющийся довесок к официальному контракту. Так вот – готовность идти навстречу и профессионально расти не является в наших условиях само собой разумеющимся условием сотрудничества, а подрядчик – не невольник на галерах господина-заказчика. Вместе они – творческий тандем, призванный сделать реализацию любого издательского проекта увлекательным и обогащающим мероприятием. Которое рано или поздно заканчивается и цикл повторяется вновь.

Четвертое. Системность. Она должна присутствовать с обеих сторон. Это касается как сроков реализации проекта, так и контроля над деятельностью всех вовлеченных лиц: сотрудников заказчика, авторов, дизайнеров, корректоров и пр. Только в случае, если этот механизм работает слаженно, без постоянных сбоев, возможно регулярно выпускать качественные корпоративные журналы и газеты. В противном случае гарантированы постоянные срывы сроков и «нервяки».

Как вы успели заметить, выполнение творческих задач – важное, но не основное условие успешной реализации корпоративных издательских проектов.

Пожалуй, основное – это трезвый взгляд на происходящее и адекватное отношение к тем, с кем мы работаем. И, конечно, уважение. Без него никуда. Его нельзя купить за деньги. Но оно необходимо, чтобы зарабатывать эти деньги не из-под палки, а с удовольствием.

Всем позитивного рабочего настроя!

Ваш Леонид Хомерики, основатель PR Company

Личный блог Леонида Хомерики